ВЫХЛОПНОЙ КОЛЛЕКТОР

Выхлопные коллекторы силовых установок вертолетов в процессе эксплуатации не требуют специального ухода, кроме проведения систематического осмотра. При осмотре проверяется, нет ли трещин, следов прогара и прорыва вых­лопных газов.

Коллекторы изготовляются из жаростойкой стали. На поршневых двигателях вертолетов применяются коллекто­ры с шаровыми сочленениями и с телескопическими па­трубками.

Условия работы выхлопных коллекторов на вертолетах по сравнению с самолетами более тяжелые вследствие того, что они испытывают значительные вибрационные и, кроме того, высокие температурные напряжения, вызываемые работой двигателя на большей мощности.

Тяжелые условия работы предъявляют к конструкции коллектора весьма жесткие требования. Малейшие упуще­ния в качестве изготовления коллектора или его установки на вертолет могут привести к возникновению трещин или прогару патрубков. Прогар патрубков на большой площади приводит к попаданию горящих выхлопных газов на вос­пламеняющиеся детали вертолета и, как следствие, к пожару.

Если качество изготовления коллектора не зависит от эксплуатирующего персонала, то правильность монтажа коллектора целиком зависит от их умения и качества работы.

Монтаж выхлопного коллектора на верто­лет должен производиться без большого натяга в элемен-

Подпись: тах подвески коллектора. Вместе с тем нельзя допускать и чересчур свободной подвески. Все патрубки коллектора и шаровые соединения, а также хомуты, стягивающие патрубки и телескопические стыки, должны иметь некоторую свободу перемещения и не заклиниваться. Подвеска проверяется покачиванием всего коллектора руками за концевые патрубки выхлопа. Если при монтаже коллектора не обеспечено некоторое свободное перемещение секций, то при работе двигателя из-за сильного нагрева и расширения деталей коллектора в них возникают чрезмерные напряжеПодпись:Подпись:Подпись: не менее 1ММПодпись:Подпись:Подпись: Рис. 39. Зазоры, допускаемые при монтаже выхлопного патрубкаВЫХЛОПНОЙ КОЛЛЕКТОР

ния, приводящие к появлению трещин и даже к разруше­нию некоторых патрубков, секций и узлов подвески. Однако излишне свободная подвеска коллектора приводит к воз­никновению сильных вибраций, ударных нагрузок в полете и, как следствие, к механическим поломкам узлов его подвески.

Для выхлопных коллекторов с шаровыми сочленениями патрубков определены следующие величины зазоров и до­пускаемых люфтов при монтаже (рис. 39):

осевой люфт шара………………………………………. не более 1 мм;

зазор (диаметральный) между шаром и обоймой не более 0,6 мм; зазор (диаметральный) между патрубком и шаровым кольцом от 0,2 до 0,5 мм.

Величина зазоров проверяется щупом.

Выхлопной коллектор не должен касаться деталей вер­толета как в холодном состоянии (при любом положении), так и при работе двигателя. Между элементами коллекто­ра и деталями конструкции вертолета (в том числе и при крайних отклонениях коллектора) должен быть зазор не менее 8 мм.

Монтаж коллектора на вертолет должен начинаться всегда с установки верхних секций, так как в противном случае добиться определенных техническими условиями зазоров в его сочленениях весьма трудно.

муты и болты затягиваются полностью. Затем проверяются все зазоры, подвески элементов коллектора и производится контровка его гаек.

Осмотр коллектора в процессе эксплуата­ции производится во время каждой послеполетной подго­

Диаметральный зазор должен быть б новом патрубке О ~0,3мм I Свобод~ в эксплуатации 0 -0,6мм ] но прово-

рачивают — енот руки

Величина захода, продерле мая расстоянием от кон1п рольной риски до торца шара. должна 6ытъЗ-12мм

товки вертолета. При этом проверяются свобода перемеще­ния всего коллектора и отдельных патрубков, наличие уста­новленных зазоров между элементами коллектора и сило­вой установки, а также отсутствие трещин на коллекторе.

Для обнаружения возможных трещин в труднодоступ­ных местах рекомендуется при осмотре пользоваться зеркалом.

При выполнении регламентных работ через каждые 25±5 час налета вертолета проверяется выработка в сочле­нениях элементов коллектора (в стенках шаровых чашек, болтах и втулках системы подвески и т. п.). Выработки не Должно быть.

При замене двигателя коллектор подвергается наиболее

83

 

 

тщательному осмотру с полной разборкой его. В процессе этого осмотра для лучшей проверки состояния шаровых соединений элементы коллектора очищаются от нагара ме­таллическими щетками и протираются салфетками, смо­ченными в растворителе.

Выхлопные коллекторы с шаровыми соединениями в эксплуатации показали себя недостаточно надежными. На

Подпись:ВЫХЛОПНОЙ КОЛЛЕКТОРПодпись:этих коллекторах появля-

Подпись:ческие выхлопные коллекторы которых стыкуются по принципу нения. Такие коллекторы требуют более точного изготовле­ния и тщательной подгонки при установке на вертолет, но зато служат более длительное время. В настоящее время на вертолеты устанавливаются телескопические коллек­торы.

Мелкий ремонт выхлопных коллекторов в процессе эксплуатации производится чаще всего для устранения перечисленных выше дефектов.

Согласно установленным нормативам допускается устранение трещин на коллекторе сваркой без усиливающей накладки в том случае, когда на секции не более трех тре­щин длиной до 40 мм или одна группа’ мелких трещин на участке площадью не более 16 см2.

Перед сваркой место трещины зачищается стальной щет­кой и наждачной шкуркой. Концы трещины засверливаются сверлом диаметром 2—2,5 мм. Место сварки обмазывается флюсом. Свариваются трещины дуговой сваркой, жела­тельно в среде аргона. Для сварки применяются электроды диаметром 2 2,5 мм с обмазкой флюсом. Сила тока при сварке 35—50 а (с применением балластного реостата).

При обнаружении трещин длиной до 80 мм ремонт кол­лектора производится установкой усиливающей накладки.

Продольные трещины в элементах конструкции коллек­тора более 80 мм, а также поперечные трещины более 30 мм ремонту не подвергаются. В этом случае вся секция подле­жит замене.

Выработка (эллипсность) отверстий в сочленениях патрубков коллекторов устраняется подваркой отверстий с последующей разделкой по диаметру болта.

Уменьшение превышающих норму зазоров в обоймах соединений (у коллекторов с шаровыми обоймами) про­изводится обжатием обойм в специальном приспособле­нии. Так же устраняют увеличенные зазоры между шаром и сферической законцовкой патрубка (рис. 40).